catok (catok) wrote,
catok
catok

Categories:

Гомицидология: Нравственное помешательство (моральная идиотия)

Оригинал взят у ivanovvi в Гомицидология: Нравственное помешательство (моральная идиотия)
Нравственное помешательство (моральная идиотия) в концепциях психиатрии XIX-XX в.
***Гомицидология: гомицидальная смерть м.б. биологическая и "Нравственная": психическая и\или социальная*** Гомицидальные тенденции лат. (гомо — человек + окцидо — убиваю), гомицидомания, Я.П.Фрумкин кн.:Психиатрическая терминология. Краткий словарь Гос. Медиц.Издательство Украины 1939 Гомицидология, в кн.:В.И.Иванов Введение в криминальную гомицидологию: Учебное пособие.СПб.,2004. Теоретической основой гомицидологии является концепция, постулирующая существование особого вида врожденной смертоносной агрессии, которая зародилась в психике первобытного человека в эпоху каннибализма и развилась в условиях так называемой антропофагической культуры. ******
(Проф. П.П. Ковалевскiй, кн.ПСИХIАТРИЯ, Курсъ, читанный в 1890 г. в Харьковскомъ университете ) Нравственное помешательство (стр 163-179) "...В первый раз, как самостоятельная болезнь, нравственное помешательство было описано в 1835 г. Prichard,om.Он эту болезнь описал состоящую в болезненных извращениях естественных чувств, аффектов, наклонностей , темперамента, привычек, нравственных стремлений и естественных импульсов, без заметного расстройства или недостатка в мышлении и сообразительности и особенно без совместного присутствия иллюзий и галлюцинаций. Собственно говоря, еще до Prichard,а эта форма болезни была описана Pinel,ем под именем mania sine delirio, а затем ее признали другие. Grohmann разделил эту форму болезни на три вида: нравственное тупоумие, скотское побуждение и нравственное слабоумие. Esquirol​​, Maudsley, Griesinger и другие психиатры признали нравственное помешательство как самостоятельную форму душевного заболевания. .. Деятельность последующих поколений психиатров состояла в тщательном анализе различных случаев нравственного помешательства, который привел к тому выводу, что нравственное помешательство может быть или прирожденным и самостоятельным, или же благоприобретенным и является только лишь симптомом другого какого либо нейроза или психоза, как эпилепсия, истерия , мания и проч....То явление, что не все тупоумные представляются безнравственными Mendel ​ объяснил тем, что у нравственно помешанных рядом с тупоумием стоит извращение побуждений и стремлений, особенно по отношению к сексуальным проявлениям , чужой собственности и проч..
Ф.У. Рыбаков (Профессор императорского московского университета) кн. "ДУШЕВНЫЕ БОЛЕЗНИ" Изд. 2 Москва 1917 г. гл Дегенеративная психопатия, Виды дегенеративной психопатии, 3.Нравственное помешательство. Под этим названием принято разуметь такие случаи дегенеративной психопатии, где у больных на первый план выступает нравственная тупость, выражающаяся в неспособности субъекта делать различие между добром и злом. Как известно, всякий здоровый человек, в силу присущего ему врожденного свойства, обладает некоторым нравственным чутьем, дающим ему возможность не только различать, но и чувствовать разницу между добром и злом. Если под влиянием каких-либо случайных обстоятельств здоровый человек совершит безнравственный поступок, то он испытывает особое неприятное чувство — чувство угрызения совести, которое заставляет его раскаиваться в своем поступке и стремиться исправить его. Не то наблюдается у некоторых дегенератов: они не только не раскаиваются в совершенном безнравственном действии, но даже и не понимают, почему одно действие должно считаться нравственным, другое безнравственным. Они не могут провести различие между дурным и хорошим и, вообще, лишены способности отличать добро от зла, как слепой лишен способности различать цвета: чувство нравственности у них недоразвивается, как у физических уродов иной раз недоразвивается та или другая часть тела. В некоторых случаях недоразвитие нравственного чувства доходит до степени полного его отсутствия, - это так называемый Нравственный Идиотизм. Если нравственные идиоты иногда и уживаются в в обществе и не делаются преступниками, то вовсе не потому, что преступление было бы противно их природе, а просто в силу сознания, что всякое действие, которое в обществе принято называть преступным, влечет за собою более или менее тяжелое наказание. Условия общежития для таких лиц является не каким-либо нравственным императивом, которому они должны подчиниться по чувству совести , а лишь заученными правилами , не находящими в их душе никакого сочувственного отзвука. Впрочем, среди таких встречаются и настоящие преступники. Уже с детства один обнаруживает отсутствие чувства привязанности и долга, другие лишены чувства сострадания и любви по отношению к родным и товарищам, третьи обнаруживают необыкновенную жестокость и т. п. . Многие из них очень смышлены и прекрасно понимают, что нужно делать для достижения тех или иных практических выгод, а потому стараются маскировать свои нравственные дефекты теми или иными поступками: подлаживаются к окружающим, лицемерят, лгут на каждом шагу, предаются ханжеству пр., но их нравственное уродство сплошь и рядом проскальзывает сквозь маску лицемерия в виде необыкновенной мстительности, жестокости по отношению к близким и пр.. Иногда отсутствие нравственного чувства обнаруживается в необыкновенной кровожадности, выражающейся в стремлении мучить животных или совершать убийства. В случаях судебного разбирательства очень часто бывает трудно отличить нравственно помешанных от здоровых преступников
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment