catok (catok) wrote,
catok
catok

Categories:

Страх знаний

«Быть полностью честным с собой – это лучшее, что может пытаться сделать человек»
3.Фрейд

Идея о том, что существует страх перед знанием и даже развитием, не принадлежит Фрейду.
Хотя он внёс решающий вклад в обоснование наличия такого страха у человека. Впрочем, имеющего общебиологические, а не антропологические корни.

На эту тему есть немало литературы, мне ближе всего труды американского психолога Абрахама Маслоу, в частности – «Психология бытия».
Маслоу вполне справедливо рассуждает о выборе индивида между безопасностью и знанием/развитием.

Дело в том, что «познание» в значительной степени синоним «обладания знанием», владения, власти.
От власти над самим собой до власти над миром.

В этом смысле познание – есть форма агрессии.
Здоровая агрессия возможна только при наличии надёжного тыла.

Неважно, у ребёнка ли, или у взрослого возникает ощущение тревоги, опасности, естественная реакция у них одинакова – прекратить путь и вернуться в лагерь.
Причём здесь вполне очевидна мудрость решения. То есть выбор между знанием и отказом от знания с мудростью никак не связан.

Решение здесь и очевидно простое, и неимоверно сложное – баланс.
Но, как только этот баланс навязывается со стороны, личность убивается. Она лишается собственного опыта обретения баланса.

Известный пример с конструктором.
Вы покупаете ребёнку конструктор. Есть две модели вашего поведения и две реакции на него.
1. Вы приносите коробку, отдаёте её и уходите. Ребёнок открывает, размышляет над ее содержимым, выражает удовольствие или разочарование, замечает расположение содержимого, находит руководство, взвешивает в руке различные части, пересчитывает их и т.д. Все это он делает прежде, чем попытаться совершить что-то со всем конструктором.
Затем приходит жгучее желание что-то с ним сделать. Это может быть только подгонка одной части к другой. Одно это дает ему ощущение того, что он что-то делает, и что он может справиться с этим конкретным предметом. Что бы ему ни захотелось делать дальше - полностью собрать конструктор и, соответственно, получить удовлетворение от своего достижения или же разбросать в разные стороны все детали - его контакт с игрушкой имеет смысл.
Основной результат активного ощущения заключается в физическом, эмоциональном и интеллектуальном погружении в себя; признании и дальнейшем изучении своих способностей; начале деятельности или творчества; определении своего темпа и ритма, и выбора задачи, которую можно решить в это конкретное время, что включает в себя умение не брать на себя слишком много; овладение навыками, которые можно применить в других затеях, и каждый раз - возможность принятия активного участия в каком-нибудь, пусть даже самом незначительном событии, чтобы точнее определить сферу своих интересов.

2. Другой результат мы получаем, если принёсший в дом конструктор, говорит ребёнку: "Вот конструктор, давай я тебе его открою". Затем он показывает ребёнку все, что лежит в коробке: руководство, различные детали и т. д., а в довершение всего принимается сооружать одну из сложных моделей, например, подъёмный кран. Ребёнку может быть очень интересно то, что происходит у него на глазах, однако ему не дают возможности самому заняться конструктором, используя своё тело, разум или чувства, ему не дают возможности испытать свои силы в новом для него деле, посмотреть, на что он способен или придать новое направление своим интересам.
Сооружение для ребёнка подъёмного крана может привести и к тому, что ему может захотеться сделать то же самое, хотя у него не было возможности подготовиться к решению столь сложной задачи. Целью становится объект, а не ощущение причастности к процессу создания объекта. Кроме того, что бы он потом ни сделал самостоятельно, все будет казаться ему ничтожным по сравнению с тем, что кто-то уже сделал для него и за него. Он не приобрёл никакого опыта, который поможет ему, когда он в следующий раз столкнётся с чем-то новым. Иными словами, он внутренне "не вырос", его "опыт" был навязан ему извне.

Таким образом, страх знаний имеет двойственную природу.
Он продиктован ощущаемыми пределами зоны безопасности и навязанным извне опытом. Соответственно и преодоление такого страха управляемо как изнутри, через личностный рост, обычно связанный с переживанием (смерть близких, тяжёлая болезнь, катарсис). Так и снаружи. Причём двумя способами – как увеличением, так и уменьшением безопасности.

Ещё одной важной причиной страха перед знанием является действенная природа знания.
Ещё Сократ утверждал синонимичность знания и действия.

«Если мы исходим из полного знания, то соответствующее действие следует автоматически, как рефлекс. В этом случае выбор делается совершенно спонтанно и без колебаний».
(Маслоу).

Также это связано и с переживаниями «могущества мысли», когда мысль идентична действию.
Напомню, что именно так понимается многими теологами грех.

Так вот эта тесная «связь между знанием и действием может помочь нам объяснить одну из причин страха познания - глубинный страх перед действием, перед последствиями, которые проистекают из знания, страх перед угрозой ответственности. Зачастую лучше чего-то не знать, потому что, если ты будешь это "что-то" знать, то тебе придется действовать и рисковать головой. Это стремление оставаться маленьким, подобно человеку, который сказал: "Я так рад, что мне не нравятся устрицы! Потому что, если бы они мне нравились, то я бы их ел, а я эту гадость не выношу».
(Маслоу).

Итак, тот факт, что потребность в знаниях, если мы хотим в ней хорошо разобраться, следует рассматривать наряду со страхом перед знаниями, с потребностью в безопасности и страхом ответственности, не вызывает особых сомнений.
При этом все усиливающие страх психологические и социальные факторы закрепощают нас в нашем порыве к знаниям, и, наоборот, все факторы, увеличивающие отвагу и свободу, высвобождают нашу потребность в познании.


Оригинал http://www.echo.msk.ru/blog/urba/693298-echo/
Tags: Маслоу, Эхо Москвы, дети, знания, образование, родители, страх, учитель, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments